Несмотря на то, что я довольно много читал книг по молитве, оказалось довольно трудно дать краткие определения.
Во-первых, давайте вспомним, что же такое «умная молитва».
А потом подумаем, чем она отличается от медитации.
Главное – не надо сразу пользоваться Интернетом.
Тут на каком-то христианском форуме (не стоит на него и ссылку давать) я увидел вопрос – что такое Иисусова молитва. И там был дан однозначный ответ – Иисусова молитва – это молитва «Отче наш...». Я на этот форум больше не ходил. Тем более, что форум не православный.
Кстати, на том форуме на вопрос «Что такое умная молитва», был дан ответ:
Умная молитва, это молитва, которая читается в уме, про себя, в отличие от молитвы вслух.
А некоторые авторы форму доказывали, что Иисусова молитва (из тех, которые знали, что это не «Отче наш..») аналогична и даже тождественна буддийской медитации.
Это все, конечно, чушь. Но получается, что не так легко пользоваться Интернетом для поиска ответов на вопросы. И, Боже мой, какая же в головах каша у некоторых товарищей.
Для любого термина можем подобрать несколько значений:
1. Значение, которое вкладывает ваш собеседник.
2. Значение, которое вкладываете вы сами.
3. Значение, которое принято ему придавать в данное время (например, энциклопедии или справочники).
4. Значение, которое ему придавали в другие времена (исторические документы).
Давайте попытаемся выяснить, какое значение имеет термин «умная молитва» с православной точки зрения.
Один из самых авторитетных авторов в этом вопросе святой Паисий Величковский (1722г - 1794г.), его мнение хорошо проверено временем. Из современных богословов хотелось бы ссылаться на мнение митрополита Иерофея (Влахоса), который очень подробно занимался этой темой.
Обязательно нужно упомянуть «Слово о молитве Иисусовой» Игнатия Брянчанинова.
Что такое «умная молитва» Паисий Величковский подробно описывает в книге «Против хулителей умной молитвы». Невозможно пересказать в двух словах, но ясно следующее.
Умная молитва – это особый уровень делания Иисусовой молитвы.
То есть текст умной молитвы - "Господи, Иисусе Христе, Cыне Божий, помилуй мя грешнаго" и другие допустимые варианты этого текста: "Господи, Иисусе Христе, Cыне Божий, помилуй мя " и т.д. вплоть до «Господи, помилуй».
Умная молитва должна твориться в сердце. Несмотря на название «умная», умная молитва творится именно в сердце, а не в уме. А называется она «умной», потому что в сердце молитву творит ум.
«Во время молитвы ум хранит сердце, и пребывает постоянно внутри его, и оттуда, то есть из глубины сердца, воссылает молитвы» - Симеон Новый Богослов.
«Сердце, на котором как на жертвеннике ум священнодействует Богу тайную жертву молитвы», «Действование умом в сердце этой Божественной молитвы» - Паисий Величковский.
Митрополит Влахос определяет 5 этапов обучения Иисусовой молитве.
1. Молитву произносят уста.
2. Молитву принимает ум и произносит ее в себе. Это и есть умная молитва.
3. Молитва сходит в сердце.
4. Молитва становится все более самодействующей.
5. В душе ощущается божественный тихий огонь.
Митрополит Влахос «Одна ночь в пустыне Святой Горы».
Здесь Влахос отдельно выделяет частный случай умной молитвы, но это выделяется только для определения этапов.
Паисий Величковский под «умной молитвой» понимает молитву, после прохождения всех этих пяти стадий обучения.
Таким образом, умная молитва в православном смысле это:
1. Текст Иисусовой молитвы.
2. Молитва творится «умом в сердце».
3. Молитва «самодействующая»
Молитва «самодействующая» означает, что она непрерывно повторяется.
При таких свойствах умной молитвы многие говорят о ее сходстве с медитацией и йогой.
На эту тему говорить не буду. Об этом прекрасно сказал Митрополит Влахос стр. 45-48 изд 2007г. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Там он приводит 9 коренных отличий православной молитвы и методов йоги и медитаций. Главное отличие – это наличие веры в Бога в православной молитве.
Я бы добавил даже, что не только вера, но и вся совокупность приобщения к церковной традиции, православное обучение и прочее.
То есть Иисусова молитва тем больше отличается от медитации, чем больше у человека веры, чем больше православных знаний, понимания молитвы, правильного опыта православной молитвы.