http://pvn123.livejournal.com/248739.html
А тут приезжали гости из Киева - очень захотели съездить по Набоковским местам.
И мы с огромным удовольствием поехали.

Этот снимок - с прошлого посещения, когда листвы еще было мало, и было всё хорошо видно..
Дом Набоковых нынче был даже в чуть лучшем состоянии, чем мы видели его прошлый раз:

Перед ним делают, если я правильно понял, деревянную сцену для какого-то праздника.
Вход поэтому был сбоку слева.
Цена билетов какая-то невероятная для нашего времени - 90р. Это не 500р в Нижний парк Петергофа.
Поэтому за всю нашу группу я заплатил сущие копейки.
И экскурсовод мне понравилась своей естественностью, незамыленностью и незамагнитофоненностью.
Но на что они там живут совершенно не понятно.
Вход в музей:

Если правильно помню, то колонны были в прошлый наш приезд более обгорелые, сейчас их немножко прикрыли, а первую колонну как будто даже начали восстанавливать.
С другой стороны, старинная помещичья усадьба, да еще и деревянная, конечно, должна быть слегка разрушенная, чтобы создавать нужное впечатление о проходящих годах и сожаление об утраченном в прямом и переносном смысле.
Обратите внимание на окна полуподвального помещения:

Именно в полуподвале располагались хозяйственные помещения - кухня, прачечная и прочее.
Кстати, именно рассказ о кухне и стирке произвел на мою жену самые потрясающие впечатления:)
Когда она узнала, что стиральных машин тогда не было, а утюг надо было заправлять горящими углями - с ней чуть не случился обморок.
И она осознала в очередной раз - какое это счастье жить именно в наше время, и сожалеть об ушедшем только по музейным экспонатам.
Мне всегда нравилась природа вокруг усадьбы:

И сам дом, архитектора которого так и не выяснили, тоже мне всегда бесконечно нравился.
Нравился своей классичностью. Все четыре стороны решены одинаково - портик с классическими колоннами, а перед входом небольшая галерея:

С той галереи, что выходит на слияние рек, открывается изумительный вид:

Вид на старинный храм Рождества Богородицы.
На этом месте первая церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена после того, как в 1713 году эти земли были пожалованы Петром I своему сыну царевичу Алексею. По имени этой церкви село и получило свое красивое название.
Нынешний храм был построен архитектором И.И.Булановым и освящен 9 сентября 1883 года.
Храм был закрыт в 1937 году по понятным причинам.
Вновь открыт был немцами по просьбе местного населения в 1941г, и с тех пор больше никогда не закрывался.
Храм Рождества Богородицы - вид с террасы усадьбы Набокова:

Огромная прихожая усадебного дома:

Дом двухэтажный, на втором этаже - спальни и жилые помещения. Есть еще хозяйственный полуподвал. Считается, что зимой в доме жили только на втором этаже и отапливали только его, так как владельцы и вообще редко приезжали, а если приезжали, то только летом.
Второй этаж:

На втором этаже находились жилые комнаты и спальни:

Печи в помещениях воссозданы на основе печей, переданных из Петербурга, где "освобождались" печи при ремонте старинных домов. Печи разбирались, перевозились, а здесь собирались в первоначальном виде:

За ширмой предметы туалета:

Мода тех лет:

Есть какое-то неизъяснимое очарование в нарядах того времени:

На втором этаже размещается макет окружающей местности, где помечены бывшие помещичьи усадьбы, которых было великое множество, меньшая часть из которых сохранилась:

Вот список объектов на карте-макете:

От господского дома идет аллея в Парк, к пещерам и родникам.

По дороге справа виден поклонный крест в память стоявшего здесь в 15-16 веках храма Великого Николы, центра Новгородского Никольско-Грезневского погоста:

Сейчас колхозные поля подобрались вплотную:

Деревянные мостки ведут к пещере и родникам:

А вот сам главный родник:

Вода здесь чистейшая, холодная и очень вкусная.
Над родником:

Ручей от родника впадает в более крупный ручей:

Более крупная пещера (если свернуть от тропы влево, а не вправо), там тоже есть небольшоя родник:

Боковая пещера, куда мы не рискнули пробраться:

В этой пещере родник по-меньше:

До свиданья, Рождествено!
Мы еще приедем сюда.
.
.