О Василии Кандинском я, конечно же, слышал.
Я совершенно далек от абстракционизма и мне всегда (начиная со студенческого возраста) нравились импрессионисты.
Но в случае с Кандинским ситуация меняется - он в ранний период начинал как реалист.
«Одесский порт» - вполне приятная картина в духе реализма с переходом в импрессионизм.
И у него много картин вполне в духе импрессионизма - очень хорошо смотрятся, и только потом он перешел в нечто совсем абстрактное (началом считается 1910г.)
Я совсем абстрактное - не очень.
Но если перед этим посмотрел вполне импрессионистские картины, то уже и абстракцию воспринимаешь доброжелательно, типа:
- Ну почему и не посмотреть у хорошего импрессиониста еще и абстракцию, если уж тут всё равно висит.
А когда начинаешь смотреть (раз уж все равно пришел), то вполне нормально всё воспринимается.
И там никто не требует что-то в этом понимать. Просто смотришь - просто приятные краски и формы, или не очень приятные - тогда можно соседнюю посмотреть картину - там приятнее.
В результате - впечатление неожиданно хорошее, теплое, комфортное.
А есть еще у него картины - нечто среднее между импрессионизмом и абстракцией. Когда домики еще различить можно:)
И если привыкнуть - то очень даже хорошо смотрятся.
Вот например его картина "Зима", которую я сначала предполагал как "Лето":)
Причем на иллюстрации сильно другие краски и другие ощущения. Вживую - по другому смотрится.
Я эту картину со второго раза, когда уже узнавать стал, воспринимаю теперь вполне положительно.
Но это и не вполне абстракционизм и уже не импрессионизм.
В обычное время она висит в Эрмитаже, сейчас её на время выставки передали в Русский музей.
Я совсем не фанат абстракционизма.
Но.
Раньше я вообще на дух не переносил всякие "абстракционизьмы" и пр.
Признавал только русские пейзажи. Шишкин, Левитан, Поленов и пр.
А потом сходил пару раз на Кандинского.
И обнаружил, что:
1. Во-первых, у него есть вполне реалистичные картины, много - вполне в духе импессионизма.
2. Во-вторых, можно к абстрактным картинам переходить потихоньку от его более образных картин. И если эти абстрактные смотреть две-три за раз, чтобы не перенапрягать восприятие, то уже гораздо приятнее всё смотрится.
3. Самое главное, что я обнаружил - а не надо пытаться в этих картинах ничего такого "умного понять". Можно просто смотреть и ловить впечатление, понимая, что никто у тебя отчета не спросит.
И вот именно эта свобода и даёт приятные ощущения.
Так постепенно Кандинский начинает производить приятное, теплое впечатление. Он становится знакомым, а с учетом того, что я хожу с женой - то и семейным знакомым.
И всё это еще только созревает и почти незаметно.
Еще пока ты не "любишь-любишь" Кандинского и не фанат его на все времена.
Но постепенно Кандинский становится если и не предельно понятным, то привычным, уже все становится знакомо, привычно, не надо искать глубокий смысл, которого нету.
Просто картины, которые оказывают приятное впечатление, если "острые" - то "острое" впечатление. Но приятно то, что всё уже знакомое, значительное.
Чувствуешь, что - умное и значимое, хотя и не понятно почему именно.
Там рядом висели работы других художников абстракционистов. Немного. Но они (эти работы) сразу выделялись и сразу глаз их отвергал.
Работы других уже казались просто какими-то пигмейскими, хотя это и нельзя было объяснить словами. Просто на картинах других художников похожего направления мысли были гораздо более мелкими и примитивными, чем это ощущалось у Кандинского.
И, наконец, самый апофеоз - мы попробовали ненадолго пойти в другие залы Русского музея. И посмотреть другие картины других мастеров и другого стиля.
И - напрочь не пошло. Просто оказалось невозможно после Кандинского смотреть что-то другое - уже не впечатляло и казалось слишком мелкими и примитивным.
И после всего этого такие картины как «Черное пятно»:
Смотрятся уже довольно интересно. Можно постоять возле картины и подумать. И думается хорошо и продуктивно.
Теперь о самом Василии Васильевиче Кандинском.
Конечно, перед тем как писать статью, я перечитал в Интернете, всё, что нашел о Кандинском.
Кстати, это порочная практика – перед написанием статьи читать сначала всё в Интернете, потом составлять черновики и т.д.. Порочная потому, что в массе случаев до статьи так и не доберешься. Так зачитаешься, что уже некогда будет и писать.
Тут уж – либо читать, либо – писать:)
Хотя, немножко почитать Интернет всё-таки стоит, но не очень долго. И точно нельзя делать, как я делаю – мы уже пару месяцев как сходили на Кандинского, а я всё пишу о нём, все собираю материалы.
Во-первых, если собираешь материалы, то надо сразу писать, иначе все очень быстро забывается.
А, во-вторых, когда ты только что участвовал с событиях, у тебя еще свежи эмоции, всё бурлит, хочется писать и обсуждать. В таком состоянии – одно удовольствие статьи писать.
Сел – и пиши.
А вот когда уже всё утихло. Когда ты уже неделями собираешь материал, когда ты думаешь и сравниваешь, когда прошло много времени – то писать гораздо тяжелее, уже это отчасти в работу превращается, а не в выплескивание эмоций на бумагу.
Итак, из материалов по В.В.Кандинскому самое интересное, что мне понравилось – это ролик, где кандидат искусствоведения, доцент факультета искусств МГУ Андрей Алексеевич Ковалев рассказывает о Кандинском https://youtu.be/MzwbXWKsxB8.
Самое впечатляющее о Кандинском – он и великий русский художник, но также и великий немецкий художник.
Прадедушка был разбойником, дедушка тоже был разбойником, но попался.
Национальность – бурят, но записался как манси.
Папа Кандинского родился в семье купца первой гильдии (это который был разбойником, но попался и переквалифицировался в купца).
Папа женился на прибалтийской немке и самого Василия Васильевича Кандинского немецкому языку учила немка-тётя, которая и вообще была преподавательницей языка.
Семья свободно говорила по-немецки. Поэтому ему легко было поехать учиться живописи в Мюнхен.
Даже большие искусствоведы, такие как А.А.Ковалев иногда допускают оговорки.
Вот здесь он сказал:
- Кандинский увидел «Стога» Эдуарда Мане.
https://youtu.be/MzwbXWKsxB8?t=123
Я перечитал источники. Очень похоже, что Ковалев оговорился, и на самом деле Кандинский увидел «Стога» Клода Моне, который как раз много писал таких картин.
Подробнее мы вот тут говорили об этих «Стогах» - http://pvn123.livejournal.com/610501.html в статье "Эдуард Мане, Клод Моне и разведение коров".
Вывод такой, что, почти наверняка, Кандинский увидел всё-таки «Стога» Клода Моне.
И как только увидел – бросил всё (а это была приличная практика опытного уже адвоката) и уехал в 1896г учиться живописи в Мюнхен.
И он не просто учился, но даже потом получил приглашение работать преподавателем рисунка в Мюнхенской академии художеств.
Да, конечно, Василий Кандинский – великий русский художник и основатель абстракционизма.
Но лично для меня он интересен именно в целом – как личность, как художник, интересна его биография, его мировоззрение.
Кроме того, что он был хорошим адвокатом, потом был хорошим рисовальщиком, потом был великим художником, он еще и был хорошим теоретиком и исследователем искусства, и, кроме того, он хорошо умел писать об этом.
Повторюсь, я – не фанат абстракционизма, но в картинах Кандинского (в этом стиле) сильно привлекает именно свобода.
Вот сравним, например, с сюрреалистами. Например, с каталонцами, которые сейчас выставлены в Эрмитаже на 3 этаже (включая 5 картин Дали).
Сюрреалисты тоже рисуют нечто уж никак не реалистичное.
Но Кандинский – ничего от вас не требует в «Композиции N7». Он даже названием не заставляет вас что-то насильно в этой картине «видеть».
Просто смотрите «Композицию N7». Если нравится – смотрите еще, если не нравится – не смотрите.
А известная картина Сальвадора Дали «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната. За секунду до пробуждения» - эта картина уже напрягает, уже обязывает. Я её многие годы знаю. И название помню наизусть со студенческих времен. Но я не думаю, что кто-то может так просто объяснить или тем более угадать название этой картины.
То есть:
1. У Сальвадора Дали есть название и есть четко прорисованные детали. Четко прорисована рыба, а из её пасти четко прорисованы два тигра. И вы попадаете в ситуацию, когда точно известно название, но не понятно, почему оно и зачем оно, и точно известны элементы сюжета, с которыми тоже ровно ничего не понятно, а если понятно, то неоднозначно. Картины Дали вызывают излишнее напряжение и излишние споры.
2. А у Кандинского – полная свобода. Название картины – не нужно даже напрягаться, всё равно не угадаешь. И не нужно и угадывать. Композиция N7 или N6. И каждый свободно может сам дать ей название, и спорить будет не о чем. Аналогично – нет никаких деталей, по которым можно было бы организовать всякие споры или «глубокие искусствоведческие» размышления. Полная свобода восприятия. Человек чувствует себя на высоте. А шутник Сальвадор Дали, чаще всего, прикалывается над зрителем, пытается унижать его (что особенно ясно, после прочтения его дневников). Кандинскому и в голову не придет унижать зрителя. Он даже к картинам «на работу» выходил в пиджаке и в галстуке. Работал серьёзно.
В.В.Кандинский «изобрел» абстракционизм около 1910 года, то есть уже ему (абстракционизму) более 100 лет, и это вполне уже классика этого жанра.
С его "Абстрактной акварели" (1910 г.) начинается история современного абстрактного искусства.
Даже в американских университетах (на соответствующих направлениях) книга Кандинского «О духовном в искусстве» (1910г) является учебником. Что ставит его в разряд классических учителей искусства, таких как Караваджо или Рафаэль. В своём, конечно, жанре.
Кстати тут напрашивается еще одно сравнение с Сальвадором Дали. И сильно не в пользу Дали.
Кандинский был первооткрыватель, «изобретатель». Он бесспорно открыл и изобрел новое направление в искусстве.
А Сальвадор Дали? Конечно, он гениальный художник. Но все вот эти его «вытянутые сиськи» как на знаменитой «Предчувствие гражданской войны», все эти его «сюрреалистические» штучки. Ведь далеко-далеко не он их изобрел.
Сходите на выставку каталонских сюрреалистов, посмотрите школу тех художников, у которых учился Сальвадор Дали. Сальвадор Дали был далеко не первым и не вторым. Он уже учился у тех каталонских художников, которые задолго до него организовали эту школу, где вот эти «сюрреалистические штучки» уже процветали задолго до Сальвадора Дали. Просто Дали их размножил, он нарисовал их гораздо больше. Но и до него их было много.
А вот Кандинский был первый.
Вот так мы и встретились: я Василий – Кандинский Василий Васильевич и Россия:
Билеты на выставку в Русский музей:
Ну и закончим разговор о Кандинском его "Картиной с белым краем", с тем глубоким смыслом, что всё идет к свету (хотя я и говорил, что можно не искать "глубоких смыслов":) :
.
.